pristalnaya: (Default)
pristalnaya ([personal profile] pristalnaya) wrote2008-07-13 12:48 pm
Entry tags:

О чувстве вины.

Мир переполнен чувством вины. Коллективной и индивидуальной.
Каждый был виноват. Каждый испытывает вину сейчас. Каждый не раз ещё провинится. Чувство вины – прекрасное оружие, убивающее своего носителя. Не до конца, не насмерть. Но лишь до той степени, чтобы помнить: счастья нет.
А если есть, вы недостойны.
Чувство вины можно пытаться игнорировать, замалчивать или сублимировать. Тогда вы либо великий актёр, либо лжец, либо поэт.
И тем немногим, которые вольны выбирать степень свободы от любой вины, просто посчастливилось разобраться с этим ещё в детстве или отрочестве.
Иначе - это непрестанный труд.


Молодая мать качает в ночи орущего ребёнка и думает о том, что не испытывает ничего, кроме раздражения. Она должна его любить, но хочет только одного – чтобы он заткнулся, чтобы её избавили от всего этого.
Она стыдится своих мыслей. Она чувствует вину.
У малыша есть все шансы вырасти избалованным ребёнком. Вина требует компенсации.


Девочка-пятилетка в страданиях переживает период родительского развода.
Она безутешна, она всю вину взваливает на себя и мучается ею. Она понесёт её через всё детство и юность, а если посчастливится, то дальше.
И однажды она об этом напишет. Или нарисует. Или споёт.
Вызревшее чувство вины, как любое страдание, любая боль, рано или поздно начинает плодоносить.


Мужчина уходит из семьи за новой любовью, оставляя детей и весь пласт совместного прошлого.
Всё, что он задолжал и не осилил, рождает в нём чувство вины и даже какой-то озлобленности.
Он страдает. Но очень коротко и пассивно. Любовь способна сгладить любые угрызения и оправдать любые ошибки. Особенно, если это новая любовь.
Но вина догонит его однажды. Всякая любовь теряет новизну. И только чувство вины терпеливо ждёт своего часа.


Долгие месяцы изнурительной бабушкиной болезни я сидела у её постели. Бабушка умирала. Она то молилась, то бредила от боли, впадая в забытьё.
Я любила её. Мне было страшно. Мне хотелось, чтобы это уже поскорее закончилось. Всё равно как!
Я винила себя за это «всё равно». Я стыдилась того, что жду избавления, и гнала от себя такие мысли.
Я постигала связь любви, страдания и освобождения.
Смерть (или близость смерти) всегда рождает в ком-то чувство вины. И зачастую не отпускает уже никогда.


Навык неизбывно испытывать вину выедает в человеке какую-то брешь, через которую прошлое постоянно его преследует. И такой человек становится либо болен, либо продуктивен. И тогда творцом его делает не само наличие вины, но умение с ней уживаться и договариваться, способность увидеть расстояние между виной и невинностью.
Опыт характерной эмоции, которая не может замкнуться сама на себе. Она ищет выхода и трансформации, либо оседает на дне души и пускает метастазы.
И даже когда вина с человека снята, только он сам волен прощать себя или не прощать.
И это не всегда лёгкий выбор.
Священное Чувство Вины для некоторых гораздо дороже, чем праведная невинность.

Photobucket
(фото - E.Kozhevnikov)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_lyalya_berg/ 2008-07-13 10:13 am (UTC)(link)
мне кажется, себя простить невозможно

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:27 am (UTC)(link)
Ещё как возможно! Но это порой очень нелегко, да...

(no subject)

[identity profile] grainne-l.livejournal.com - 2008-07-13 11:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 11:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] hagasta.livejournal.com - 2008-07-13 15:16 (UTC) - Expand

[identity profile] linalinka.livejournal.com 2008-07-13 10:18 am (UTC)(link)
Как вы хорошо это написали.
Мы всего лишь люди.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:28 am (UTC)(link)
Ларошфуко ещё писал: "Все люди - люди. А кто не человек, да будет ему стыдно!":)

(no subject)

[identity profile] linalinka.livejournal.com - 2008-07-13 10:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 10:45 (UTC) - Expand

[identity profile] nserg.livejournal.com 2008-07-13 10:18 am (UTC)(link)
Да!!! Истинно так!
Вина - несмыаемый осадок нашей жизни. Она может покрывать ржавчиной наши лучшие грани. Она оставляет привкус горечи, даже когда мы едим сладкие блюда.
Она же - показатель человечности. Умение вырезать вину полностью без остатка - значит отсутствие в сердце чего-то такого, что не дает честному человеку быть всегда счастливым.
(моё спорное ИМХО)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:29 am (UTC)(link)
Если вырезать полностью без остатка, есть риск повредить здоровые ткани. Неизвестно, что лучше...)

(no subject)

[identity profile] nserg.livejournal.com - 2008-07-13 14:35 (UTC) - Expand

[identity profile] saturnic.livejournal.com 2008-07-13 10:19 am (UTC)(link)
если бы мы сами судили себя - нас бы никто не судил

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:30 am (UTC)(link)
О, мы бы научились судить других!:)

(no subject)

[identity profile] saturnic.livejournal.com - 2008-07-13 10:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 14:00 (UTC) - Expand

[identity profile] klubnika47.livejournal.com 2008-07-13 10:21 am (UTC)(link)
Хороший текст. Повторы есть, но по мелочи. Зато очень ясный.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:30 am (UTC)(link)
Спасибо.

[identity profile] ulitza.livejournal.com 2008-07-13 10:24 am (UTC)(link)
а есть еще чувство вины. что у всех получается, а у тебя нет. неважно, что. а потом оказывается, что ты не для этого была....
Лен, спасибо.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:32 am (UTC)(link)
Это, скорее, чувство досады... Но оно не менее болезненно, хотя и не такое живучее.)

[identity profile] shergi.livejournal.com 2008-07-13 10:45 am (UTC)(link)
между прочим, чувство вины, как и осуждение кого-либо, есть первопричина многих телесных хворей

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:48 am (UTC)(link)
У телесных хворей столько первопричин, что проще, вообще, никаких эмоций не испытывать, чтоб себе не навредить:))

(no subject)

[identity profile] shergi.livejournal.com - 2008-07-13 11:02 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 11:08 (UTC) - Expand

[identity profile] lelyechka.livejournal.com 2008-07-13 10:46 am (UTC)(link)
а я вот пытаюсь его выдавливать. По капле буквально.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 10:48 am (UTC)(link)
Ты на верном пути!:)

[identity profile] lesya-les.livejournal.com 2008-07-13 10:58 am (UTC)(link)
Я, наверное, поэт все-таки...

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 11:12 am (UTC)(link)
Наверняка!:)

[identity profile] hitraya-eva.livejournal.com 2008-07-13 11:13 am (UTC)(link)
спасибо за текст. думала, в жж поверхностное все:))
а есть тут психологи, которые бы подсказали правильно, как с этим чувством вины жить??можно выдавливать по капле. можно, например, делать постоянный выбор между тем, что "нужно" и "должен", и тем, что "хочется". только не колебаться потом:)))

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 11:38 am (UTC)(link)
Если сделан осознанный выбор, никакого чувства вины быть не должно. Иначе есть сомнения, что выбор неверный.
Но каждый случай надо рассматривать отдельно. Всё ведь очень субъективно. И человек порой чувствует вину там, где никто другой её не видит.
Это счёты только с самим собой.

[identity profile] seravima.livejournal.com 2008-07-13 11:40 am (UTC)(link)
Оно тяжелое - чувство вины.
Поэтому я быстро принимаю меры против него. Если перед кем-то виновата - прощения прошу и исправляю последствия.
Я редко жалею о чем-то. Обычно, я знаю, почему делаю так а не иначе, и почему по другому поступить было невозможно. Но в этом есть минус - я долго принимаю решения :о)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 11:42 am (UTC)(link)
Бывают случаи, когда прощения просить уже не у кого. А ещё бывает, что вина тянется из прошлого...
И лучше долго принимать верное решение, чем быстро, но неправильно.)

(no subject)

[identity profile] seravima.livejournal.com - 2008-07-13 11:57 (UTC) - Expand

[identity profile] seravima.livejournal.com 2008-07-13 11:43 am (UTC)(link)
А еще с понятием вины тесно связано понятие прощения.
Очень серьезное такое умение - искренне прощать.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 11:44 am (UTC)(link)
Умение прощать - одна из самых сложных наук... Я уже об этом как-то писала.)

(no subject)

[identity profile] alypa.livejournal.com - 2008-07-13 11:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 11:50 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] alypa.livejournal.com - 2008-07-13 12:24 (UTC) - Expand

[identity profile] alypa.livejournal.com 2008-07-13 11:46 am (UTC)(link)
камни в желчном - лишь малая толика того, что делает с человеком чувство вины. самое непродуктивное чувство на свете. хуже - только обида.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 11:48 am (UTC)(link)
Ну, есть ещё злость...
Да, всё это неприятные вещи. Опасные.

(no subject)

[identity profile] sid75.livejournal.com - 2008-07-13 13:11 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] alypa.livejournal.com - 2008-07-13 13:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] alypa.livejournal.com - 2008-07-13 13:22 (UTC) - Expand

[identity profile] hitraya-eva.livejournal.com 2008-07-13 11:49 am (UTC)(link)
кстати вот я тоже слышала, что от чувства вины (в том числе от него) порождается куча болезней

и теория была развита еще дальше - от абсолютно разных чувств и желаний развиваются абсолютно разные болячки

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 11:56 am (UTC)(link)
Да об этом давно говорится, в разных культурах. Ну вот, навскидку: http://www.citydoctor.ru/content/1941.html. По этой теме можно много чего найти в сети. Но я не задавалась такой целью.)

(no subject)

[identity profile] noizy.livejournal.com - 2008-07-13 20:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 21:14 (UTC) - Expand

О чувстве вины.

[identity profile] yoshi-stan.livejournal.com 2008-07-13 12:16 pm (UTC)(link)
спасибо. очень внятно сформулировано.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 12:28 pm (UTC)(link)
И Вам спасибо.)

[identity profile] corol-eva.livejournal.com 2008-07-13 12:21 pm (UTC)(link)
да, тут как раз недавно читала, что вина - один из способов разрушить "волю" - т.е. уверенность в себе. И если эта вина не работа на понимание того, что нельзя, то она точно абсолютно разрушает - "дырки" прямо физически чувствуешь.

но мне кажется, что она же возникает тогда, когда есть противоречие между тем, "как надо" и тем, что хочется или делается....

вот и вопрос - так ли "надо" то, что "так надо" и зачем же мы все-таки хотим и делаем не так.

И вот хороший пост, кстати про то, что вызывает вину не нужно запрещать, а нужно себе разрешить - все сразу. И тогда много чего перестает хотеться. http://vika-pekarskaya.livejournal.com/21144.html

А чувство вины в нас воспитывают родители - они думают, что это единственный способ заставить нас слушаться :)) имхо.

ууффффффффф - что-то расфилософствовалась.

Очень хорошо написали, даже немного не по себе.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 12:28 pm (UTC)(link)
Я полагаю, родители навязывают нам вину бездумно, а не умышленно. Просто этот механизм они знают лучше всего...
Спасибо за ссылку.

(no subject)

[identity profile] corol-eva.livejournal.com - 2008-07-13 12:33 (UTC) - Expand

Спасибо, это прекрасно!

[identity profile] janna-karlova.livejournal.com 2008-07-13 01:10 pm (UTC)(link)
Чувство вины рождается в той части сознания, где заложены социальные нормы и где мы видим и учитываем интересы других людей. Работа с чувством вины - прощение себя - всегда процесс интимный, где посторонние - психолог, наперсник почти не отличаются от воображаемых друзей - ведь разговариваем мы с самими собой.
Территории приобретения чувства вины и избавления от него - различны по своей природе и инструментарию,это похоже на разные миры с разными законами физики. Как правило, чтобы справится с виной необходимо превратить ее во что-то совсем другое. Это ювелирная работа и не всем хочется ею заниматься. Иногда достаточно пересмотреть вбитые с детства стереотипы - что тоже не фунт изюма и дело не на одну трубку!
А самое главное - чувство вины очень часто становится оправданием всего чего угодно - человек сломался, не вынес чувства вины и (запил, не смог, не сделал, и проч.).
Прощать себе - себя - возможно и необходимо - иначе ничего не останется кроме чувства вины и тоски.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 02:03 pm (UTC)(link)
Иногда чувство вины раскручивает какие-то механизмы, которые могут служить и оправданием, и индульгенцией, вплоть до воображаемого изменения биографии. С такой виной не только трудно расстаться, но порой и не хочется...

[identity profile] home-store.livejournal.com 2008-07-13 01:19 pm (UTC)(link)
Однажды, помню, удивилась совпадению (в разных книгах прочитала): 1) основная задача психологии - избавление человека от чувства вины; 2) главное в Библии - освобождение человека от вины.
Еще, помню, в дискуссии задело афористичное: "Бойтесь религиозных людей - их боги прощают им все, что бы они не совершили".

Во всем есть крайности, правда, Лена? Люди, большей частью склонны к крайностям? Или винить себя во всем и вечно, или закалиться до цинизма и не винить ни в чем...

А истина, как водится, совсем в другом месте обитает... И самая большая сложность - это утрата словами своих исходных значений. Скажи "любовь" или "вина" или "прощение" - потонешь в море смыслов и оттенков! А истина снова отдаляется...
Люблю твой словарь. Он очень точный.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 02:06 pm (UTC)(link)
Религиозное всепрощение идёт извне. Главная же задача - простить самого себя.
А запутаться в значениях и впрямь несложно. Особенно, когда сталкиваются несколько разных взглядов. Ведь у каждого человека свой символизм и свои нюансы.

(no subject)

[identity profile] home-store.livejournal.com - 2008-07-13 14:39 (UTC) - Expand

[identity profile] egornebo.livejournal.com 2008-07-13 02:16 pm (UTC)(link)
так.
текст очень понравился.
только не понял.
что делать.
чтобы избавиться.
потому что у меня такой крест есть.
хожу с ним.
как дурной с дверью.
а он тяжелый.
кинуть бы.
но не знаю как.
приклеен или вообще врос в меня.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 02:29 pm (UTC)(link)
И у меня есть.
Вот и получается: каждый сам борется со своими демонами...)

(no subject)

[identity profile] egornebo.livejournal.com - 2008-07-13 14:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 16:08 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2008-07-15 14:40 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-15 14:43 (UTC) - Expand

[identity profile] zigblins.livejournal.com 2008-07-13 02:38 pm (UTC)(link)
чувство самосохранения обычно срабатывает как надо и через какое-то время заглядываешь в себя и ты уже не так сильно виноват, дальше и вовсе чувство вины тает )
забавно иногда наблюдать такую картину, человек признавал свою вину, рассказывал от чего так вышло и как исправить, а потом проходит несколько месяцев и человек начинает очень убедительно утверждать, что виноват на самом деле не он, а противоположная сторона

[identity profile] greta-iz-skazki.livejournal.com 2008-07-13 02:57 pm (UTC)(link)
*забавно иногда наблюдать такую картину, человек признавал свою вину, рассказывал от чего так вышло и как исправить, а потом проходит несколько месяцев и человек начинает очень убедительно утверждать, что виноват на самом деле не он, а противоположная сторона*

угу)

чувство вины - естественно.
нет такого человека, коорый бы его не испытывал.
по разным прчинам.
в зависимости от причин, от него либо можно избавиться, либо нет.
но то, что оно утихает, и с ним можно ужиться - это да. пожалуй, так.

один из самых ужасных моментов в моей жизни было то, что мой возлюбленный сказал мне как-то, что он постоянно испытывает чувство вины по отношению ко мне. чувство вины разрушает все вокруг.

(no subject)

[identity profile] zigblins.livejournal.com - 2008-07-13 15:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 16:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] zigblins.livejournal.com - 2008-07-13 16:14 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 16:11 (UTC) - Expand

[identity profile] ex-magic-to.livejournal.com 2008-07-13 03:00 pm (UTC)(link)
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке ()
Почитать текст со всеми комментариями можно тут (http://deep-water.ru/?http://pristalnaya.livejournal.com/214549.html)
Это Ваш 5-й ТОПовый пост за последний год (http://deep-water.ru/top/). Посмотреть статистику автора можно тут (http://deep-water.ru/top/info.php?id=3320).
Этот бот не имеет отношения к Блогуну © НадежныйИсточникImage

[identity profile] fryusha.livejournal.com 2008-07-13 03:47 pm (UTC)(link)
так и живу,
претворяя
воду и воздух
в вину

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 04:08 pm (UTC)(link)
А надо бы наоборот...

(no subject)

[identity profile] fryusha.livejournal.com - 2008-07-13 16:17 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-13 16:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] fryusha.livejournal.com - 2008-07-13 16:42 (UTC) - Expand

[identity profile] strangliya.livejournal.com 2008-07-13 07:45 pm (UTC)(link)
Бабушка умирала. А я держала её за руку и просила прощения за глупую детскую выходку - отказ надевать калоши на валенки. Дурость? На тот момент было важно её прощение.
С тех пор, стараюсь не причинять близким людям обид.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 09:15 pm (UTC)(link)
Да, бывает иногда, что дело яйца выеденного не стоит, а нам это кажется важным. Особенно, если мы маленькие.)

[identity profile] bes-sahara.livejournal.com 2008-07-13 07:47 pm (UTC)(link)
да
а еще чувство вины - изощренная месть

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 09:16 pm (UTC)(link)
Только если есть объект для мести... Тогда это ещё и оружие для манипуляций.

(no subject)

[identity profile] bes-sahara.livejournal.com - 2008-07-13 21:57 (UTC) - Expand

[identity profile] sovok4ever.livejournal.com 2008-07-13 09:14 pm (UTC)(link)
очень серьёзная проблема обрисована.
и есть - поверьте, есть! - пути её рашения.
впрочем, догадываюсь, Вы и сами о них знаете.

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com 2008-07-13 09:21 pm (UTC)(link)
Пути есть всегда. Главное - на них решиться.)

(no subject)

[identity profile] sovok4ever.livejournal.com - 2008-07-13 21:29 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2008-07-15 19:37 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] pristalnaya.livejournal.com - 2008-07-16 10:25 (UTC) - Expand

(no subject)

(Anonymous) - 2008-07-17 22:28 (UTC) - Expand

Page 1 of 2